Что стоит знать, чтобы учить иностранный язык эффективно

Благодаря интернету для нас теперь открыты все возможности для обучения. Еще 20–30 лет назад мы даже не мечтали о таком. Разбираемся, что об этом говорит современная наука, и как прогресс может быть полезен в изучении языков. Как это всё использовать на практике.

estudiar 04

В школе неправильно учили?

Традиционные подходы к обучению языкам действительно вызывают сомнения. В России, особенно в региональных школах, до сих пор практикуют так называемый грамматико-переводной метод. Он был придуман еще в XVI веке для изучения латыни и опирается на грамматику, прямой и обратный перевод фраз, заучивание слов и письменные упражнения. В американских школах долго практиковали аудиолингвальный метод с акцентом на аудирование и устную речь. Но оба варианта много критикуют за односторонний подход.

В конце XX века на Западе стал популярен коммуникативный метод, в котором общение служит не только целью, но и средством обучения. Однако и с ним не все гладко. Большинство международных языковых экзаменов по-прежнему сосредоточены на грамматике и лексике. А значит, способность свободно общаться не гарантирует хороших баллов.

Какие методы используют сейчас?

Сегодня и обычные, и онлайн-школы стараются комбинировать разные методики. Например, сочетают коммуникативную модель с проектным принципом: материал сразу используется на практике, и по итогам модуля ученики представляют тематические доклады или исследования на языке. В онлайн-обучении чаще всего применяют тренинговый подход. Преподаватели дают ученикам структурированную теорию, наглядно ее объясняют, но нагрузку и учебный график студенты планируют самостоятельно.

Как лучше учить языки — онлайн или офлайн?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. На изучение языков онлайн жители планеты тратят около 6,5 млрд долларов в год. Объем затрат рассчитан исходя из показателя 5,69 млрд долларов в 2018 году с поправкой на 13,4% ежегодного роста, а через семь лет эта цифра вырастет почти втрое.

Исследование с участием корейских студентов показало, что разные учащиеся по-разному оценивают эффективность онлайн- и офлайн-классов.    Половина студентов уверяли, что получают больше знаний онлайн

Они отмечали гибкость обучения, экономию времени, широкий доступ к обучающим материалам. Другие признавались, что в онлайн-режиме у них были проблемы с дисциплиной и не хватало личного общения с преподавателем.

Какие онлайн-методы самые эффективные?

Все зависит от того, какие цели стоят перед учеником и ради чего он учит язык. Но в целом исследования говорят в пользу тех онлайн-школ, где можно общаться с носителями языка в реальном времени. Так ученики начинают быстрее строить более сложные и подробные предложения. Конечно, первое время они делают много ошибок, но это естественная часть процесса обучения.

Можно ли выучить язык самостоятельно?

Да, и опыт многих полиглотов это подтверждает. Яркий тому пример — известная в XX веке венгерская переводчица и писательница Като Ломб. Она самостоятельно освоила около 30 языков, начав учить их уже во взрослом возрасте. Основа ее метода — чтение. Так, русский язык она выучила по «Мертвым душам» Гоголя, многократно перечитывая книгу.

biblioteka

Но такой метод требует концентрации и времени, и в XXI веке мало кто готов перечитывать одни и те же книги по многу раз. Чтобы стать гиперполиглотом, как Като Ломб, желательно иметь природную склонность и железную дисциплину.

Нужно ли читать классику на иностранном языке?

На самом деле жанр литературы не так важен. Главное — читать много и выбирать текст своего уровня: вам должно быть знакомо 95–98% слов на странице. Это так называемое экстенсивное чтение. Как оказалось, оно намного эффективнее интенсивного метода, при котором ученики берут более сложный материал, но читают меньше.

Как учат язык современные полиглоты?

У каждого свой подход, но многие известные полиглоты практикуют погружение в языковую среду. Например, Бенни Льюис, освоивший 11 языков, каждый раз отправляется в новую страну, чтобы обучаться среди носителей. Он уверяет, что таким образом можно бегло заговорить на новом языке уже через три месяца. Конечно, такая возможность есть не у всех. Некоторые полиглоты просто создают языковую среду у себя дома: смотрят телевизор, слушают радио и подкасты и играют в видеоигры с носителями.

Разве возраст не помеха?

Долгое время считалось, что лучшие результаты всегда показывают те, кто начал учить языки в детстве. Ведь детский мозг более пластичен и быстрее создает новые нейронные связи. Однако новые исследования показали, что мозг сохраняет пластичность и во взрослом возрасте. При освоении языков это особенно заметно.

estudiar edad 02

Шведские ученые протестировали две группы добровольцев: первая занималась языками, вторая выбрала другие науки. Результаты удивили: у тех, кто учил языки, некоторые структуры мозга увеличились в размерах, хотя у второй группы таких изменений не было.

И все же во взрослом возрасте осваивать новые языки сложнее, однако это скорее связано не с возможностями мозга, а с накопленным ментальным багажом

Взрослые более критично относятся к своим достижениям, стесняются делать ошибки, пасуют перед языковым барьером: все это снижает мотивацию и замедляет процесс.

Как правильно учить новые слова?

Самой результативной техникой для запоминания слов считается интервальное повторение. Смысл в том, чтобы возвращаться к заученным словам через постоянно увеличивающиеся интервалы — от нескольких дней до нескольких недель. Психолог Герман Эббингхаус еще в конце XIX века описал «кривую забывания» и доказал, что скорость забывания информации снижается после каждого повторения.

Со временем исследования Эббингхауса и его коллег трансформировались в знакомый многим метод карточек, который устроен довольно просто. Учащийся перебирает карточки с иностранными словами и переводом на обратной стороне, правильно угаданные слова откладываются в одну сторону, неугаданные — в другую. На следующем этапе в работу идут только карточки с проблемными словами.

как учить слова

Цифровые приложения вроде Anki или Memrise идут по стопам этого метода, устанавливают специальные интервалы между повторениями, помогая учить слова быстрее и не тратить время на изготовление карточек вручную.

Что делать, если я ничего не понимаю на слух?

Продолжать слушать. Эксперименты показывают, что слушать речь на иностранном языке полезно, даже если она вам абсолютно непонятна. Пусть поток слов кажется бессмысленным, но вы все равно улавливаете ритм речи, замечаете, как носители строят предложения, и со временем учитесь различать конкретные слова.

Этот эффект отлично показан в фильме «Тринадцатый воин». Герой Антонио Бандераса оказывается в кругу кочевников и, сидя у костра, начинает выхватывать из незнакомой тарабарщины осмысленные речевые конструкции. Конечно, сценаристы немного преувеличили и в реальной жизни такое «слепое» аудирование даст результат далеко не сразу, поэтому прослушивание иностранной речи в любом случае лучше сочетать с другими упражнениями.

Можно ли учить язык во сне?

Ученые подтвердили, что прослушивание иностранных слов во сне помогает расширить словарь. Участникам эксперимента включали записи на иностранном языке во время фазы медленного сна. Наутро они справлялись с тестами на лексику намного лучше, чем представители контрольной группы, которые спали в тишине. Впрочем, прием работает только при одном условии: прослушанные во сне слова должны быть вам знакомы. Выучить таким методом совершенно новую лексику невозможно.

Как еще помочь себе в изучении языков?

Наука дает неожиданный ответ на этот вопрос: занимайтесь музыкой! Раньше считалось, что способности к языку и музыке совершенно не связаны, ведь за первые отвечает левое полушарие мозга, а за второе — правое. Но позже ученые выяснили, что эти зоны соединяет множество нейронных связей. Особенно если речь идет о тональных языках, таких как китайский или вьетнамский.

Более того, музыканты оказались в целом более способными к языкам. Даже те, кто занимался музыкой в детстве и давно ее забросил. Причем фонологическая компетентность, которая связана со способностью различать тон и другими музыкальными навыками, помогает не только различать иностранные фонемы и слова на слух — она напрямую влияет на навыки чтения и письма.

makarova yu2Юлия Макарова
20 февраля 2020